Мониторинг подготовки кадров на 2013-2015 гг.

Аналитическая справка по результатам мониторинга, подготовки рабочих кадров и специалистов в учреждениях профессионального образования Волгоградской области в 2013-2015 году

Министерством труда и занятости Волгоградской области совместно с Министерством образования и науки Волгоградской области в период с августа 2012 года по ноябрь 2012 года был организован сбор информации о подготовке рабочих кадров и специалистов в учреждениях профессионального образования Волгоградской области.

В мониторинге приняли участие 128 образовательных учреждений, расположенных на территории Волгоградской области. Из них: 42 - высшего профессионального образования (включая филиалы), 50 - среднего профессионального образования (включая филиалы), 36 - начального профессионального образования.

По результатам мониторинга в 2013 году на рынок труда выйдут 24029 выпускников образовательных учреждений очной формы обучения. Из них 10635 чел., или 44,3% - выпускники вузов, 6661 чел., или 27,7% - выпускники средних учебных заведений и 6733 чел., или 28,0% - выпускники учреждений начального профессионального образования.

Выпуск 2014 года составит 24515 человек, выпускников образовательных учреждений очной формы обучения. Из них 9800 чел., или 40% - выпускники вузов, 7496 чел., или 30,6% - выпускники средних учебных заведений и 7219 чел., или 29,4% - выпускники учреждений начального профессионального образования.

В 2015 году на рынок труда выйдут 27661 выпускник образовательных учреждений очной формы обучения, из которых 11293 чел., или 40,8% - выпускники вузов, 8733 чел., или 31,5% - выпускники средних учебных заведений и 7635 чел., или 27,6% - выпускники учреждений начального профессионального образования.

Динамика изменения количества выпускников в разрезе уровней образования представлена на диаграмме 1.

Заявляемая работодателями в службу занятости ежегодная потребность в квалифицированных кадрах рабочих и специалистов имеет следующую структуру: от 75-80% от всей потребности в кадрах составляют рабочие, а потребность в специалистах, соответственно, ежегодно составляет от 20-25%. Вместе с тем стоит отметить, что из заявленных вакансий по рабочим профессиям только 32% требуют специального профессионального образования. 68% - это неквалифицированный труд (сторож, кладовщик, диспетчер, разнорабочий и т.д. Таким образом, потребность на квалифицированные кадры складывается следующим образом. 59% - потребность в квалифицированных рабочих и 41% - потребность в квалифицированных специалистах.

В то же время система профессионального образования Волгоградской области ежегодно выпускает на рынок труда от 24 до 27 тысяч квалифицированных рабочих и специалистов, из которых специалисты с высшим и средним профессиональным образованием составляют 60%, а рабочие с начальным профессиональным образованием, соответственно, 40%. Т.е. специалистов выпускается ежегодно на 20% больше, чем требуется работодателям, а квалифицированных рабочих на 20 % меньше необходимого.

К 2015 году наблюдается тенденция к уменьшению на 3,4% выпускников вузов, к увеличению на 3,8% выпускников средних учебных заведений и уменьшению на 0,4 % выпускников начального профессионального образования.

Диаграмма 2

Выпуск учреждений высшего профессионального образования 2015 года по отношению к выпуску 2010 года составит 89,6%, выпуск системы среднего профессионального образования - 97%, выпуск системы начального профессионального образования – 91%.

Диаграмма 3

Сравнительный анализ абсолютных показателей выпуска в разрезе уровня образования 2010 и 2015 годов

При этом общий выпуск квалифицированных кадров всех уровней образования к 2015 году по сравнению с 2010 годом снизится на 8% или на 2363 человека меньше.

Диаграмма 4

Снижение количества выпускников учреждений профессионального

образования к 2015 году

Сравнительный анализ потребности рынка труда Волгоградской области и профессионально-квалификационной структуры выпуска учреждений профессионального образования показывает, что, несмотря на тенденцию к снижению подготовки специалистов высшего и среднего звена к 2015 году по сравнению с 2010 годом в абсолютных показателях по «переизбыточным» на рынке труда специальностям, выпускники, получившие специальности "Бухгалтерский учет, анализ и аудит", "Менеджмент", "Экономика", "Финансы и кредит", "Юриспруденция" будут испытывать трудности в поиске работы, поскольку спрос на этих выпускников будет значительно ниже предложения.

Так, учреждениями высшего профессионального образования по специальностям "Бухгалтерский учет, анализ и аудит", "Менеджмент", "Экономика", "Финансы и кредит", "Юриспруденция" в 2010 – 2012 годах выпущено 8967 специалистов высшего звена, что составило 25,5 % общего выпуска системы высшего профессионального образования за 2010 – 2012 годы.

По данным Мониторинга в 2013 – 2015 годах выпуск перечисленных выше специалистов составит 8143 человека, что меньше на 9,2% выпущенных в предыдущем периоде. Несмотря на снижение количественного показателя на 9,2%, доля выпуска специалистов с «переизбыточными» на рынке труда специальностями в общем выпуске учреждений высшего профессионального образования за 2013 – 2015 годы возрастет на 0,2 процентных пункта и составит 25,7%.

Диаграмма 5

Отношение выпуска ВПО по преизбыточным профессиям к общему выпуску

Причем, если сравнивать выпуск учреждений высшего профессионального образования по анализируемым специальностям, начиная с 2010 года, становится очевидным, что на протяжении 2010 – 2012 годов происходило плавное, планомерное снижение количества выпускников, имеющих переизбыточные на рынке труда специальности, и к 2012 году выпуск сократился с 26% до 24,8%, т. е. на 1,2%, а в 2013 году резко возрастает до 26,3%. Разрыв между выпусками 2012 и 2013 года составляет 1,5%. В 2014 году выпуск снижается до 25% и к 2015 году возрастает до 25,5%.

Диаграмма 6

Данная ситуация имеет ряд объективных причин. Резкий «скачек» выпуска учреждениями ВПО по переизбыточным на рынке труда специальностям в 2013 году обусловлен набором в учреждения высшего профессионального образования 2008 года. В 2008 году набор в эти учреждения составил 15089 человек. Около 27% составил набор по анализируемым специальностям. В 2008 году основу набора в учреждения высшего профессионального образования составляли абитуриенты, рожденные в 1990-1991 годах, профессиональные предпочтения которых складывались на фоне растущего престижа высшего образования, а также время осознанного профессионального выбора совпало с пиком престижности специальностей юридического, экономического и управленческого профиля.

Немаловажный «вклад» в развитие данной ситуации внес тот факт, что возросшее в докризисные годы благосостояние общества позволяло в 2007 – 2008 годах населению активно пользоваться услугами в области высшего профессионального образования на коммерческой основе. Именно на эти годы приходится пик востребованности платных услуг в области профессионального образования. Так в 2007 году набор на обучение за счет собственных (внебюджетных) средств от общего набора в учреждения высшего профессионального образования составил 50,8%. В 2008 году – 51,0%.

Выпуск 2014 года состоит из выпускников, поступавших в учреждения высшего профессионального образования в 2009 году, и на 1,3% меньше выпуска 2013 года. Данный факт является отражением кризиса 2009 года, когда платежеспособность населения резко упала, соответственно упал спрос на платные услуги в области профессионального образования. В 2009 году, в пик кризисной ситуации, доля услуг в области коммерческого высшего профессионального образования снизилась до 33,7%. И по прогнозам к 2013 году достигнет только 40,1%, к 2015 году – 42%.

Выпускники, обучавшиеся на коммерческой основе по специальностям "Бухгалтерский учет, анализ и аудит", "Менеджмент", "Экономика", "Финансы и кредит", "Юриспруденция" в 2013 – 2015 годах составят 50,2% от всего «коммерческого» выпуска. А доля указанных выпускников в общем выпуске учреждений высшего профессионального образования по анализируемым специальностям составит 62%.

Набор студентов учреждениями высшего профессионального образования по переизбыточным на рынке труда специальностям требует отдельного анализа.

Так в 2013 – 2015 годах планируется набрать на обучение 8154 тыс. человека или 23,4% от всего набора студентов (24,1% - в 2010-2012 годах), но набор 2013 – 2015 годов в абсолютных показателях выше соответствующих показателей 2010 – 2012 года на 8% или на 729 человек.

Диаграмма7

Соотношение доли набора ВПО по переизбыточным специальностям к общему набору студентов ВПО

В 2013-2015 годах 70,4% от планируемого набора по анализируемым специальностям приходится на «коммерческое» обучение. Набор на бюджетной основе планируется в размере 2417 человек или 29,6%. По сравнению с набором 2010 – 2012 годов доля студентов – бюджетников, получающих профессии переизбыточные на рынке труда, увеличилась на 5%.

Диаграмма 8 Соотношение набора ВПО по переизбыточным специальностям на бюджетной и коммерческой основе

Следует отметить, что в 2013 – 2015 годах на рынок труда выйдет только 603 специалиста в области машиностроения, 500 специалистов в области металлургии и металлообработки, 35 в области приборостроения, 18 в области стандартизации и метрологии, 259 в области теплоэнергетики, 189 фармацевтов и ни одного специалиста радиотехника, радиофизика, ни одного специалиста в области наноинженерии и наноматериалов.

Вместе с тем, следует отметить, что, начиная с 2013 года набор студентов по указанным специальностям, (за исключением радиотехников, радиофизиков и специалистов в области наноинженерии и нанотехнологий) возрастает на 20-25%.

Учреждениями среднего профессионального образования по специальностям "Банковское дело", "Менеджмент", "Право и организация социального обеспечения", "Финансы", "Экономика и бухгалтерский учет", "Экономика и управление" в 2010 году выпущено 2333 чел. (25,9%) , в 2011 году выпущено - 2082 чел. (24,8%), в 2012 году – 1813 чел. (22,5%) от ежегодного выпуска СПО за период 2010-2012 года.

По результатам Мониторинга в 2013 году будет выпущено 1346 чел. (20,2%), в 2014 году будет выпущено 1295 чел. (17,3%), в 2015 году будет выпущено 1484 чел. (16,9%) от ежегодного выпуска СПО за период 2013-2015 года.

Диаграмма 9

Таким образом, по сравнению с 2010 годом наблюдается уменьшение к 2015 году на 9,0% выпускников, имеющих специальности, переизбыточные на рынке труда. В абсолютных показателях это составляет 850 человек.

Примечательно, что, если в 2010 году на рынок труда вышло 1392 выпускника, имеющих анализируемые специальности, и проходивших обучение на коммерческой основе, то к 2015 году это число сократится на 949 человек и составит 445 выпускников или 40% от выпуска 2010 года. Вместе с тем число выпускников – бюджетников, увеличится с 990 до 1150 человек или на 16,2% больше. В абсолютных показателях эта цифра незначительна и составляет 160 человек.

Стоит отметить, что потребители услуг в области среднего профессионального образования все реже готовы платить за обучение по специальностям, трудоустройство по которым является весьма проблематичным, поскольку на рынке труда в достаточном количестве имеются представители одноименных специальностей, получивших высшее образование.

По сравнению с количеством выпускников учреждений среднего профессионального образования, имеющим специальности, переизбыточные на рынке труда, которые выйдут из стен образовательных учреждений в 2013 – 2015 годах, количество выпускников по востребованным экономикой Волгоградской области представляется ничтожно малым. Например, специалистов среднего звена в области машиностроения выйдет на рынок труда за три анализируемых года всего 266 человек, специалистов в области механизации сельского хозяйства – 289 человек, специалистов в области автоматизации технологических процессов и производств – 360 человек, в области сварочного производства – 259.

Вместе с тем, набор по указанным специальностям в 2013 – 2015 годах возрастает до 27%.

Подготовка квалифицированных кадров в учреждениях начального профессионального образования

Численность выпускников учреждений начального профессионального образования в разрезе сфер деятельности за период 2013-2015 год представлены на диаграмме 10.

Диаграмма 10

По результатам Мониторинга к 2015 году увеличивается численность выпускников в сфере промышленности (сварщик, газосварщик, электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования, наладчик контрольно-измерительных приборов и автоматики, станочник (металлообработка), изготовитель арматурных сеток и каркасов, монтажник с/т систем и оборудования и др.), сфере общественного питания и торговли (кондитер, повар, продавец непродовольственных товаров, продавец продовольственных товаров, контролер-кассир), сфере железнодорожного транспорта (монтер пути, проводник на железнодорожном транспорте, составитель поездов, сигналист, машинист локомотива, приемосдатчик грузов и багажа, помощник машиниста тепловоза, помощник машиниста электровоза, слесарь по ремонту подвижного состава, мастер путевых машин, оператор поста централизации, бригадир-путеец и др.).

Положительная динамика численности выпускников в разрезе сфер деятельности к 2015 году представлена на диаграмме 11.

Диаграмма 11

Таким образом, к 2015 году наблюдается тенденция к увеличению на 0,2% выпуска по профессиям в сфере промышленности, на 0,9% по профессиям в сфере общественного питания и торговли, на 1,5% по профессиям в сфере железнодорожного транспорта.

По результатам Мониторинга к 2015 году уменьшается численность выпускников в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства (штукатур, маляр, мастер столярно-плотничных и паркетных работ, облицовщик-плиточник, каменщик, бетонщик, столяр (строительный), плотник, мастер сухого строительства и др.), сфере транспорта и флота (водитель автомобиля, слесарь по ремонту автомобилей, матрос, моторист судовой, машинист бульдозера, машинист экскаватора и др.), сфере сельского хозяйства (тракторист-машинист сельскохозяйственного производства, мастер растениеводства, мастер сельскохозяйственного производства, мастер по ремонту машинно-тракторного парка, ветеринарный фельдшер, хозяйка усадьбы и др.), в сфере быта и услуг (парикмахер, маникюрша, педикюрша, закройщик, портной, оператор швейного оборудования) в сфере офиса (условное обозначение: оператор электронно-вычислительных машин, оператор электронного набора и верстки, секретарь, делопроизводитель, мастер по обработке цифровой информации и др.).

Отрицательная динамика численности выпускников в разрезе сфер деятельности к 2015 году представлена на диаграмме 12.

Диаграмма 12

Таким образом, к 2015 году наблюдается тенденция к уменьшению на 0,2% выпускников по профессиям в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства, на 0,3% по профессиям в сфере транспорта и флота, на 0,4% по профессиям сельского хозяйства, на 0,7% по профессиям в сфере быта и услуг, на 0,9% по профессиям в сфере офиса.

Прогноз трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования 2013-2015 годов

По результатам Мониторинга в 2013-2015 годах на рынок труда выйдут 76205 выпускников всех уровней образования, из них прогнозируется трудоустройство 71352 человек, или 96,3%. Процент трудоустройства выпускников 2010 – 2012 годов составлял 88,4%. Таким образом, эффективность системы профессионального образования за три последующих года по сравнению с предыдущими тремя годами возрастает почти на 8%.

Ниже приведены данные снижения доли нетрудоустроенных выпускников, начиная с 2010 года.

Диаграмма 13

Таким образом, имеется устойчивая тенденция к повышению востебованности выпускников системы профессионального образования работодателями.

При этом процент трудоустройства выпускников вузов возрастет с 79,9% в 2010 – 2012 годах до 95,8% в 2013 – 2015 годах, т.е. почти на 16%, выпускников системы среднего профессионального образования снизится с 94,2% в 2010 – 2012 годах до 91,7%, т.е. на 2,5%, выпускников системы начального профессионального образования снизится с 94,6% в 2010 – 2012 годах до 92,4% или на 2,2%.

Диаграмма 14

Трудоустройство выпускников 2013-2015 годов и выпускников 2010-2012 годов

в разрезе уровней образования

Если анализировать нетрудоустроенных выпускников в разрезе уровней образования и профессии (специальности), очевидным становится перечень профессий (специальностей) после получения которых, выпускники будут испытывать наибольшие трудности в трудоустройстве. Анализ представлен на диаграмме 15.

Диаграмма 15

Наибольшее количество выпускников системы начального профессионального образования не смогут трудоустроиться по профессии «повар – кондитер» - 15% от выпуска 2013 – 2015 годов. Риск не трудоустройства этих выпускников почти в два раза выше, чем у всех остальных выпускников системы начального профессионального образования.

Для выпускников системы среднего профессионального образования самым проблематичным станет трудоустройство по специальности «экономика и бухгалтерский учет» - 13,4% выпускников, получивших эту специальность не найдут работы в 2013 – 2015 годах по специальности.

Также почти 9% выпускников – экономистов, имеющих высшее профессиональное образование в анализируемом периоде не найдут работы по своей специальности.

Если анализировать трудоустройство выпускников, обучавшихся на коммерческой основе, то стоит отметить, что, например, из выпускников системы начального профессионального образования, получившим профессии «тракторист – машинист сельскохозяйственного производства» и «водитель автомобиля», трудоустроиться по профессии не сможет каждый третий, из выпускников системы среднего профессионального образования, получивших специальность «экономист» не сможет трудоустроиться каждый седьмой выпускник, по специальности «право и организация социального обеспечения» - каждый восьмой выпускник.

Из выпускников системы высшего профессионального образования не трудоустроиться каждый шестой экономист, каждый шестой менеджер, каждый двенадцатый программист и каждый седьмой юрист.

Диаграмма 16

Чуть больше возможностей по трудуостройству будет у выпускников, обучавшихся за счет бюджетных средств. Будет трудоустроен каждый восьмой экономист среднего звена (каждый седьмой из бучавшихся на коммерческой основе), каждый двадцать третий экономист высшего звена (каждый шестой среди проходивших обучение на коммерческой основе).

Вместе с тем, не сможет трудоустроиться каждый двенадцатый выпускник среднего звена, проходивший обучение по специальности «физическая культура» и каждый 10 выпускник высшего звена по одноименной специальности.

Диаграмма 17

Основные выводы

В 2013-2015 годах на рынок труда выйдет на 9026 тысяч меньше квалифицированных кадров, чем вышло за 2010-2012 годы. Выпуск 2013-2015 годов составит 89,4% от выпуска 2010-2012 годов. При этом выпуск системы высшего профессионального образования сократится на 10%, системы среднего профессионального образования - на 10,1%, системы начального профессионального образования – на 12%.

Спрос на квалифицированные кадры складывается следующим образом. 59% - потребность в квалифицированных рабочих и 41% - потребность в квалифицированных специалистах высшего и среднего звена.

Система образования в 2013 – 2015 годах будет продолжать выпускать на рынок труда 40% квалифицированных рабочих и 60% квалифицированных специалистов.

Несмотря на то, что в абсолютных показателях количество выпускников, получивших специальности, создающие напряженность на рынке туда (переизбыточные) в 2013 – 2015 годах снизится по сравнению с предыдущим периодом на 9,2%, удельный вес этих специальностей в общем выпуске ВПО возрастет на 0,2% и составит 25,7%. 62% от выпуска 2013 – 2015 годов по анализируемым специальностям составят выпускники учреждений профессионального образования, обучавшиеся на коммерческой основе.

Удельный вес набора студентов по анализируемым специальностям в 2013 – 2015 годах к общему набору студентов системой высшего профессионального образования сократится на 0,7% по сравнению с набором студентов в 2010-2012 годах и составит 23,4%. Более 70% набора в 2013 – 2015 годах по специальностям, создающим напряженность на рынке труда – набор на коммерческой основе.

Экономика Волгоградской области будет продолжать испытывать дефицит квалифицированных кадров высшего звена в области машиностроения, металлообработки, металлургии, приборостроения, стандартизации и метрологии, теплоэнергетики, радиотехники, наноинженерии и нанотехнологий. Некоторое снижение дефицита по указанным направлениям может наблюдаться только в 2018-2021 годах, когда на рынок труда будут выходить выпускники наборов 2013 – 2015 годов, количество которых по отношению к выпускам этих годов возрастет на 20-25%.

В области среднего профессионального образования наблюдается устойчивая тенденция к снижению выпуска специалистов среднего звена по переизбыточным на рынке труда специальностям и к 2015 году их количество сократится на 9% по отношению к 2010 году.

Вместе с тем экономика области будет продолжать испытывать дефицит специалистов среднего звена в области машиностроения, механизации сельского хозяйства, автоматизации технологических процессов и производств, в области сварочного производства. Положительной тенденцией является тот факт, что набор по указанным специальностям в 2013 – 2015 годах возрастает до 27%. Таким образом, снижение дефицита кадров в перечисленных областях возможно только в

в 2016-2019 годах, когда на рынок труда будут выходить выпускники наборов 2013 – 2015 годов.

Вызывает тревогу факт увеличения доли набора учреждениями среднего профессионального образования по специальностям, переизбыточным на рынке труда, на обучение за счет бюджетных средств. Можно сделать вывод, что учреждения среднего профессионального образования в условиях дефицита абитуриентов идут по пути наименьшего сопротивления, обеспечивая общий набор студентов в образовательное учреждение, за счет специальностей, пользующихся спросом у потребителей образовательных услуг.

В сфере начального профессионального образования намечается к 2015 году устойчивая положительная тенденция к увеличению численности выпускников в сфере промышленности (сварщик, газосварщик, электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования, наладчик контрольно-измерительных приборов и автоматики, станочник (металлообработка), изготовитель арматурных сеток и каркасов, монтажник с/т систем и оборудования и др.) и сфере железнодорожного транспорта (монтер пути, проводник на железнодорожном транспорте, составитель поездов, сигналист, машинист локомотива, приемосдатчик грузов и багажа, помощник машиниста тепловоза, помощник машиниста электровоза, слесарь по ремонту подвижного состава, мастер путевых машин, оператор поста централизации, бригадир-путеец и др.).

Отрицательные тенденции имеют место в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и флота, сельского хозяйства, сфере быта и услуг.

Наблюдается повышение востебованности выпускников системы высшего профессионального образования работодателями.

Данный факт вызван, прежде всего, повышением ответственности самих учреждений высшего профессионального образования за трудоустройство своих выпускников.

В последние два года Президент РФ и Правительство РФ уделяют особое внимание вопросам трудоустройства и работе выпускников по полученной специальности.

В соответствии с поручениями Президента РФ Пр-911 от 8 апреля 2011 года и Пр-1315 от 11 мая 2011 года от органов управления образованием требуется введение в оценку эффективности деятельности учреждений профессионального образования показателя, характеризующего трудоустройство и работу по специальности выпускников, который должен отслеживаться по выпускникам образовательных учреждений высшего профессионального образования в течение не менее трех лет после окончания обучения, среднего и начального профессионального образования – не менее двух лет, а также формирование методики расчета и контроля выполнения этого показателя.

Данная методика была разработана Петрозаводским государственным университетом по заданию Министерства образования и науки Российской Федерации в рамках выполнения указанных выше поручений, прошла апробацию в девяти субъектах Российской Федерации и подлежит внедрению на территории Российской Федерации. В работу учреждений высшего профессионального образования указанная методика внедряется, начиная с текущего года.

Для практической реализации поставленных целей и представления

результатов работы Методики для заинтересованных пользователей разработана информационная система интерактивного мониторинга трудоустройства

выпускников (адрес доступа в Интернет: http://симт.рф).

Комплексная методика мониторинга трудоустройства выпускников образовательных учреждений всех уровней профессионального образования формализована в виде модели, которая описывает деятельность основных участников процесса мониторинга трудоустройства выпускников, а также способы взаимодействия между ними.

На уровне Министерства образования и науки Российской Федерации происходит консолидация сведений о трудоустройстве выпускников из нескольких информационных потоков:

  1. Информационный поток из Федеральной службы по труду и занятости.
  2. Получение данных из органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих управление в сфере образования.
  3. Верификация трудоустройства выпускников органами Пенсионного фонда РФ.
  4. Получение общей информации о мониторинге трудоустройства выпускников из Росстата, федеральных органов исполнительной власти, имеющих подведомственные вузы.

Результативность трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования планируется связать с принятием решения об аккредитации образовательного учреждения.

В целях повышения эффективности профессионального образования в Волгоградской области данную методику отслеживания трудоустройства выпускников также необходимо внедрять в практику работы учреждений среднего и начального профессионального образования.

В целом в Волгоградской области в 2013-2015 годах намечаются положительные тенденции в области преодоления дисбаланса рынка труда и рынка образовательных услуг, позволяющие сделать вывод о продуктивности работы в этом направлении. Вместе с тем, продолжает оставаться ряд факторов, отрицательно влияющих на ситуацию с обеспечением экономики области необходимыми квалифицированными кадрами рабочих и специалистов, в связи с чем, необходимо продолжить в регионе работу по развитию и повышению эффективности выстроенной системы взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг, заключающуюся в следующем.

1. Необходимо продолжить практику согласования учреждениями среднего профессионального образования контрольных цифр приема студентов с министерством труда и занятости населения Волгоградской области, причем, министерству труда и занятости населения, а также министерству образования и науки Волгоградской области необходимо принимать более жесткую позицию по отношению к непрофильным учреждениям среднего профессионального образования, осуществляющим обучение по специальностям, переизбыточным на рынке труда.

Также принципиальным является введение в практику работы согласование планируемых объемов и профилей обучения в учреждениях начального профессионального образования.

2. Необходимо продолжить проведение мониторинга потребности предприятий и организаций всех форм собственности в квалифицированных кадрах

рабочих и специалистов, в порядок проведения которого внести ряд изменений,

способствующих повышению его эффективности. Например, поручить сбор информации от предприятий о кадровой потребности органам местного самоуправления, установив долю предприятий и организаций, осуществляющих свою деятельность на территории муниципального образования, охваченных мониторингом, позволяющую информацию сделать репрезентативной.

3. Продолжить развитие межведомственной системы профессиональной ориентации молодежи Волгоградской области. В частности, в рамках программы модернизации образования Волгоградской области планируется создание единого информационного центра профессиональной ориентации и трудоустройства, который и должен стать в Волгоградской области координатором общеобластных мероприятий по профессиональной ориентации молодежи.

4. Продолжить практику проведения мониторинга подготовки квалифицированных кадров в учреждениях профессионального образования Волгоградской области, позволяющего выявить основные тенденции в сфере профессионального образования и точки роста для повышения продуктивности этих учреждений в плане обеспечения необходимыми рабочими кадрами и специалистами экономики области.

5. Внедрить в работу учреждений профессионального образования, подведомственных министерству образования и науки Волгоградской области, практику оказания содействия трудоустройству выпускников, рекомендованную

Комплексной методикой мониторинга трудоустройства выпускников образовательных учреждений профессионального образования.

6. Создать на базе одного из ведущих учреждений среднего профессионального образования Волгоградской области Центр стратегического планирования потребности предприятий в высококвалифицированных кадрах рабочих и специалистов для высокотехнологичных производств, что позволит привести стратегию образования региона в соответствие со стратегическими задачами экономики области, своевременно открывать на базе образовательных учреждений новые направления обучения, корректировать перечни профессий (специальностей).

Кроме изложенного, стоит отметить, что, начиная с 2013 года, в Волгоградской области имеются все предпосылки для успешной работы по обеспечению экономики области необходимыми кадрами.

В области планируется к реализации программа модернизации системы профессионального образования «Рабочие кадры – новой экономике».

В рамках этой программы планируется оптимизация сети учреждений среднего и начального профессионального образования через слияние, в результате чего в области будет функционировать вместо 39 учреждений среднего профессионального и 36 начального профессионального образования – 38 учреждений среднего и 3 учреждения начального профессионального образования.

Планируется, что во всех оставшихся учебных заведениях будет организован

целевой контрактный набор, для практического обучения будет использоваться

производственная база работодателей. Будут созданы восемь ресурсных центров в следующих сферах: сельское и рыбное хозяйство, архитектура и строительство,

химическая промышленность, сфера обслуживания (торговля, сервис, туризм), энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника, металлургия, машиностроение и материалообработка.

Будет оптимизирован перечень профессий (специальностей) и скорректированы объемы приема учащихся и студентов.

Планируемое распределение по группам специальностей

(как есть – как будет)

п/п

группы специальностей

кол-во специальностей, ед.

доля

обучающихся, %

как есть

2012 г.

как будет

2016 г.

как есть

2012 г.

как будет

2016 г.

1.

Финансовая деятельность. Государственное управление; обязательное социальное обеспечение

5

5

27,2

3,9

2.

Образование. Культура

30

23

12,7

7,5

3.

Строительство

10

15

12,9

15,5

4.

Здравоохранение

9

9

10,5

9

5.

Транспорт и связь

16

9

9,7

11,5

6.

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство. Рыболовство, рыбоводство

19

15

10,1

14,7

7.

Сфера обслуживания

12

15

10,5

15,6

8.

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

23

17

4,7

6,3

9.

Добыча полезных ископаемых. Обрабатывающие производства. Металлургия, машиностроение и материалообработка

24

24

1,7

16

 

ИТОГО

148

132

100

100

Вместе с тем, эффективность всех выше перечисленных мер напрямую зависти от заинтересованности в вопросах повышения обеспеченности экономики области квалифицированными кадрами необходимого профиля и квалификации всех органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, предприятий и общественных объединений работодателей.

Отдел профессионального обучения и профессиональной ориентации министерства труда и занятости населения Волгоградской области

Материал взят с официального портала Министерства труда и занятости населения Волгоградской области ktzn.volganet.ru/labour_market/.